Главная » Электро » Формы проведения физкультурных занятий во второй младшей группе. Дипломная работа: Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста Сюжетно ролевая игра физкультурное занятие

Формы проведения физкультурных занятий во второй младшей группе. Дипломная работа: Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста Сюжетно ролевая игра физкультурное занятие

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КГОУ СПО «Бийский педагогический колледж»

Специальность 050705 Специальное дошкольное образование

Выпускная квалификационная работа

СЮЖЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бийск – 2011


Введение

Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста

1.1 Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста

1.2 Структура сюжетного физкультурного занятия

1.3 Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях

1.4 Методика проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Глава II. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Список используемой литературы


Введение

дошкольник сюжетное физкультурное упражнение

Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем и то, что, по большому счету, они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

Ценным является то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Цель исследования: рассмотреть сюжетные физкультурные занятия как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования: сюжетные физкультурные занятия

Предмет исследования: интерес к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: проведение сюжетных физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать интересу к занятиям физическими упражнениями

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по данной теме;

2. Раскрыть методику проведения сюжетных физкультурных занятий;

3. Разработать серию сюжетных физкультурных занятий.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы;

2. Анкетирование.

Педагогическая направленность: разработка методического пособия для воспитателей по развитию интереса к физическим упражнениям посредствам сюжетных физкультурных занятий.

Экспериментальная база: психолого-педагогический эксперимент проводился на базе детского сада «Колокольчик» с детьми старшего дошкольного возраста с октября 2009г. по апрель 2010г.

Структура выпускной квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.


Глава I. Физкультурные занятия как форма организации физического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста


Информация о работе «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста»


В экспериментальной части работы были решены следующие задачи: · Разработка программы и методики использования средств основной гимнастики в системе физических упражнений для детей старшего дошкольного возраста, с целью развития их физической подготовленности. · Проверка эффективности применения средств основной гимнастики в рамках вариативной программы по физическому...

Отмечены трудности в обучении; у них чаше выявляется органическая кардиореспираторной патология (Шалков Н.А., 1957), снижения функциональных резервов кардиореспираторной системы (Ундриц В.Ф.,1966). Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др. (Темкин Я.С, 1957). У...

Два режима работы мышц: статический и динамический. При развитии этого физического качества следует обратить внимание на факторы, которые способствуют развитию силы. Так как объектом исследования являются дети младшего школьного возраста, то и в процессе воспитания силы следует применять разнообразные и доступные методы и средства, которые будут интересны детям и понятны. Необходимо правильно...

Литературы по исследуемой нами проблеме, о возможности использования театрализованных игр, как средство формирования выразительности речи, мы пришли к выводу, что театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Содержание констатирующего эксперимента заключается в сравнительном анализе сформированности выразительности речи...

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

Специальность 050704 Дошкольное образование
Утробина Анжела Валентиновна
Влияния сюжетных физкультурных занятий, на развитие двигательной активности детей второй младшей группы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Научный руководитель _________________________________________ __________

(ФИО, должность) (подпись)

Выполненная работа представлена «_______» ____________________200___г.

Заместитель директора по научной работе Т.А.Егорова ________________

(подпись)

М.П.
Минусинск, 2014

Введение……………………………..……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико –методологические основы влияния сюжетных физкультурных занятий, на развитие двигательной активности детей второй младшей группы ………………………………………………….6


    1. Цели и задачи физического воспитания дошкольников………………………………………………………………………..………..6

    2. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста………………………………..………………….9

    3. Особенности организации занятий по физической культуре с детьми второй младшей группы…………………………………………………13

    4. Методические основы двигательной активности детей ……………..16

    5. Характеристика основных видов движения детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………..18

    6. Значение сюжетно - физкультурных занятий в развитии двигательной активности детей второй младшей группы ………23
Глава 2. Организация опытно – экспериментальной работы изучения влияния физкультурных сюжетных занятий на развития двигательной активности детей.

2.1 Диагностика развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста…………..……………………………………………………..…24


    1. Методика организации и проведения исследования

    2. Анализ полученных результатов
2.4. Методические рекомендации по проведению сюжетных занятий с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….32

Заключение ……………………………………………………………………………………..……..34

Список использованной литературы …………………………......................................35
Введение

Актуальность. Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения движений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми, удовлетворяя потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждая ребенка к творческой активности, самовыражению, снимая скованность, эмоциональное напряжение.

Совершенно очевидным являются то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. Именно сюжетные занятия в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. Важным достоинством занятий сюжетного типа мы считаем и то, что они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов.

Хотелось бы отметить то, что периоды «жестких стереотипов» в сюжетных занятиях относительно кратковременны и при переходе к творческим занятиям, эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольные изменения. И уже на этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки того или иного движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты.

Сюжетные занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить простейшие движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить их с новым движением. При этом сообщается его значение, требования к выполнению.

Сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей, хорошо знакомых детям.

Все выше сказанное заинтересовало нас и повлияло на выбор темы «Влияния сюжетных физкультурных занятий, на развитие двигательной активности детей второй младшей группы», она является актуальной для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

Цель исследования - изучение влияния сюжетных физкультурных занятий на развитие двигательной активности детей второй младшей группы.

Следовательно, основными задачами работы будут:


  1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

  2. Выявить уровень двигательной активности у детей второй младшей группы.

  3. Разработать и реализовать сюжетные физкультурные занятия, способствующие двигательной активности детей второй младшей группы.

  4. Дать методические рекомендации по развитию интереса к движениям у детей данного возраста посредством сюжетных физкультурных занятий.
Объект исследования – двигательная активность детей второй младшей группы.

Предмет исследования – влияние сюжетных физкультурных занятий на развитие двигательной активности детей второй младшей группы.

Гипотезу можно сформулировать следующим образом: если систематически использовать правильно подобранные сюжетные физкультурные занятия, то уровень развития основных видов движения у детей младшего дошкольного возраста будет выше.

Методы исследования: а) изучение и анализ литературы; б) метод контрольных испытаний (тестирование); в) метод статической обработки данных.

Глава 1. Теоретико –методологические основы влияния сюжетных физкультурных занятий, на развитие двигательной активности детей второй младшей группы


    1. Цели и задачи физического воспитания дошкольников
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ.

Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Оздоровительные задачи

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление
мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так
как оно может существенно ограничить двигательную активность
ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп
необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела,
упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются
в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) - являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием:


  • к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание;

  • к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде;

  1. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.


    1. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста.

Следует учитывать, что на протяжении дошкольного возраста накопление веса и увеличение роста колеблется - в одни периоды малыш быстрее вытягивается вверх, а в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность.

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.

Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т.п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться на деятельности сердца и приводить к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься - принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы. Дети в возрасте от двух до четырех лет проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек.

Двухлетние дети начинают осваивать прыжки. Вначале это ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

На третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом.

К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.

Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.


    1. Особенности организации занятий по физической культуре с детьми второй младшей группы

Физкультурные занятия с детьми в дошкольных учреждениях имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам проведения.

Дети во время занятий должны быть в спортивной форме: в майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. К проведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.

Структура физкультурных занятий содержит три части:

Вводную (18 % общего времени занятия);

Основную (67 % общего времени занятия);

Заключительная (15 % общего времени занятия).

Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

Цель первой части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

Вторая часть (основная) занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка 3-4 лет важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой.

Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений малышей, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечнососудистую и дыхательную функции организма . Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием играют с погремушкой, мячом, флажком, куклой.

В основной части занятия используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки» .

Третья, заключительная часть занятия небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность.

Игровые занятия отличаются тем, что для решения задач подбираются подвижные игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в меняющихся ситуациях.

Сюжетные занятия (двигательный рассказ) повышают интерес детей к движениям. Сюжетные занятия по физической культуре также состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основной части, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомые упражнения, и др.

В основной части занятия у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета.

В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, малыши настраиваются на самостоятельную игру.

Движения у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и с возрастом изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.

Однако следует помнить, что то, или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других - позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. На втором году жизни дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

У детей на третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается - развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Вначале на занятиях дети ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом.


    1. Методические основы двигательной активности детей
Двигательная активность представляет собой удовлетворённую потребность организма в движении. Она является одной из важнейших условий нормального развития ребёнка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий их жизни.

От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение основных видов движений, наконец, настроение и долголетие человека.

Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью.

Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребёнка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведёт к функциональным изменениям в сердечно - сосудистой системе дошкольника.

Двигательная активность каждого ребёнка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать его двигательное поведение, то можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности.

Дети с нормальной/средней двигательной активностью. Такая степень активности обеспечивает своевременное и целесообразное развитие ребёнка в целом. Эти дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

Дети с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребёнка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от своих сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное двигательное поведение, однако, это не следует расценивать положительно. Дело в том, что сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счёт движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции.

Дети с высокой двигательной активностью (моторные дети). Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объём движений создаёт высокую физическую нагрузку на организм ребёнка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно – сосудистой системы. Кроме того, моторные дети очень подвержены заболеваниям. Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным бельём в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие – заболевание. За счёт высокой двигательной активности дети этой группы часто физически переутомляются, а это в свою очередь приводит к умственной утомляемости.

Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты.


1.5. Характеристика основных видов движения детей младшего дошкольного возраста
Основные виды движений определяются как жизненно необходимые человеку движения. Действительно, даже в современной цивилизованной жизни человек не может обходиться без ходьбы и бега, преодоления препятствий при помощи прыжков, лазанья и ползания, метания и ловли предметов, плаванья.

1. Ходьба.


3. Прыжки.

4. Метание, бросание, катание, ловля предметов.

5. Ползание-лазанье.

И связанная с упражнениями ОВД функция равновесия.

Они важны не только для умения двигаться. Формирование этих основных движений в соответствующее время (в нужном возрасте) способствует образованию правильных нейронных связей в коре больших полушарий головного мозга. Американский педагог-исследователь Глен Доман в своей книге «Как воспитать ребенка физически совершенным» (2000) даже выводит специальное определение – физический двигательный интеллект.

Ежедневное упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении. Ходьба - составная часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей этой возрастной группы - научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.

На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку - малышам она не под силу. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, например «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д. .

Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия.

Детям рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления, с переступанием через предметы, которые стоят на полу. Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Детям также полезна ходьба на носках и пятках, внешней стороне стопы, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Бег - быстрый способ передвижения. В отличие от ходьбы бег более эффективно влияет на развитие всех групп мышц, сердечнососудистой, дыхательной, а также нервной систем. Кроме того, бег укрепляет мышцы, связки внутренних органов. Бег способствует развитию быстроты, ловкости, глазомера, равновесия и других физических качеств.

У детей 2 лет бег сопровождается добавочными движениями, боковыми раскачиваниями, шаг - мелкий, семенящий, ноги полусогнуты в коленях, отрыв от почвы (полетность) отсутствует.

Начиная уже с 3 лет, дети могут согласовывать движения рук и ног; в беге у них появляется полетность (у девочек раньше, чем у мальчиков).

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.

Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Детям трех-четырех лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20-25 см друг от друга, между предметами, по доске или бревну, положенными на полу или на земле.

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм детей. Они способствуют развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, особенно ног. При выполнении прыжка большая нагрузка падает на костную систему ног и позвоночника, происходит сотрясение всех внутренних органов. В прыжках с разбега усиливается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются физические качества: сила, быстрота, равновесие, глазомер, координация движений. Прыжки помогают воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, преодолению боязни, а также повышают эмоциональное состояние детей.

Для детей этого возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания с высоты, прыжки в длину с места, на двух ногах.

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка - подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка - прыжок в длину с места.

Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие. Действия с предметами (мешочками с песком), мячами развивают кожно-мышечные ощущения.

Предметы могут быть различные, но в данном случае ограничимся наиболее естественным - мячом.

Метание требует развитых мышц плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов. В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, «школа мяча».

Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направлении и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.

Ползанье и лазание, достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Ползать ребенок начинает с 5-6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности .

Упражнения в лазании и ползании полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и т. д.

Дети младшего дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такие виды движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д. Воспитанию интереса к процессу овладения ОВД у детей младшего дошкольного возраста могут способствовать имитационно – подражательные упражнения и сюжетные физкультурные занятия.

1.6. Значение сюжетно - физкультурных занятий в развитии двигательной активности детей второй младшей группы

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая двигательной активности детей младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок» и др. и т.п.). Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям младших дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.

При разработке конспектов сюжетных занятий следует сохранить их характерные черты, но в, то, же время избежать отмеченных выше недостатков. Разрабатываемые конспекты сюжетных занятий должны быть направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, совершенствование двигательных навыков, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач в процессе сюжетных физкультурных занятий используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей .

После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект. Следует учитывать, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций в соответствии с научными выводами академика Н.М. Амосова, профессора В.К. Бальсевича и других ученых, не дают достаточного эффекта. Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими упражнениями у детей 2-4 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 115 ударов в минуту .

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками. Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Результаты научных исследований свидетельствуют о необходимости применения элементов психорегуляции в процессе оздоровительной тренировки, особенно на начальном этапе занятий, так как это ускоряет адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам.

Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий (например, один сюжетный комплекс направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, другой комплекс - координационных способностей, а третий комплекс - выносливости и т.д.). Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких (в течение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств

Глава 2. Организация опытно – экспериментальной работы изучения влияния сюжетных физкультурных занятий на развития двигательной активности детей.
2.1. Методика организации и проведения исследования

Исследование проводились с 07 марта года по 15 марта 2014 года на базе МАДОУ «Детский сад №23», города Минусинска. В эксперименте приняли участие дети второй младшей группы в количестве 24 человек.

Исследования по развитию двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста проводились на физкультурных занятиях по следующим показателям:


  1. Определение координационных способностей (равновесие) - ребенок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см. Тест считается выполненным, если ребенок, держа голову, про­ходит эту линию, не касаясь ограничений.

  2. Определение выносливости у детей (бег) - умение бежать без остановки, медленно, непрерывно в течение 1 мин. Упражнение выполняется вместе с воспитателем, который бе­жит впереди, задавая посильный для детей темп. Тест считается выполненным, если ребенок смог преодолеть дистанцию, без остановки.

  3. Определение силовых и координационных способностей (лазанье) - дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5 м. Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстрахов­кой. У основания стенки обязательно должен лежать мат. Тест считается выполненным, если ребенок легко, непринужденно справляется с заданием.

  4. Определение силы мышц ног (прыжки), умение прыгать, отталкиваясь дву­мя ногами - ребенок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой пред­мета игрушки, поднятого на высоту 15 см от вытянутой руки. Тест считается выполненным, если из трех попыток ребенок дважды сумел достать рукой игрушку.

  5. Определение координационных способностей, волевых проявлений (спрыгивание) - ребенок должен спрыгнуть с тумбы (скамейки, ступеньки) вы­сотой 20 см в круг диаметром 80 см. Тест считается выполненным, если ребенок, оттолкнувшись дву­мя ногами, приземляется на обе, не задев при этом ограничители круга.
В результате проведенного исследования были получены следующие

данные (Таблица 1. Приложение 2), которые отражают уровень развития основных видов движений у детей второй младшей группы до начала эксперимента.

По показателям таблицы видно, что:

а) по – первому испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень 11 ч. - 45%; низкий уровень 13 ч. – 55%.;

б) по – второму испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень 16 ч. - 67%; низкий уровень 8 детей – 33%.;

в) по – третьему испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень 10 ч. - 42%; низкий уровень 14 ч. – 58%.;

г) по – четвертому испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень 15 ч. - 62%; низкий уровень 9ч. – 38%.;

д) по – пятому испытанию высокого уровня дети не показали; средний уровень 15 ч. - 62%; низкий уровень 9ч. – 38%.;

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у детей данного возраста составляют показатели низкого уровня (54%). Необходимо включать такие упражнения, которые смогли бы повысить уровень двигательной активности детей. Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности данного возраста, мы составили комплекс упражнений сюжетного характера. В основу комплекса легли работы авторов: М. Ю. Картушиной, С.Я.Лайзане, и др.

Мы отобрали наиболее эффективные на наш взгляд сюжетные упражнения для развития основных видов движения у детей младшего дошкольного возраста, на их основании разработали серию сюжетных физкультурных занятий (приложение 1). Целью разработанных занятий было вызвать интерес у детей к движениям, включить их в активную двигательную деятельность. Данные занятия были включены инструктором по физической культуре в период с сентября по март 2014 года в еженедельные занятия по физической культуре с детьми второй младшей группы МАДОБУ «Улыбка», г. Минусинка.
2.2. Анализ результатов исследования

При проведении повторного исследования были получены следующие

результаты (Таблица 1. Приложение 2), которые отражают уровень развития основных видов движений у детей второй младшей группы после эксперимента.

По показателям таблицы видно, что:

а) по – первому испытанию высокий уровень показали 10 детей, что составляет 42%; средний уровень 14ч. - 58%; низкий уровень - ;

б) по – второму испытанию высокий уровень показали 14 детей, что составляет 58%; средний уровень 10ч. - 42%; низкий уровень - ;

в) по – третьему испытанию высокий уровень показали 8 детей, что составляет 33%; средний уровень 12 детей - 50%; низкий уровень 4 ч. – 17%.;

г) по – четвертому испытанию высокий уровень показали 12 человека, что составляет 50%; средний уровень 12 детей - 50%; низкий уровень -;

г) по – пятому испытанию высокий уровень показали 13 детей, что составляет 55%; средний уровень 11 детей - 45%; низкий уровень -;

На основе полученных результатов исследования развития основных видов движения у дошкольников на начало (сентябрь) и конец исследования (март), можно сделать следующий вывод. Если до введения в процесс обучения сюжетных физкультурных занятий, у дошкольников показатели низкого уровня составляли 60%, среднего - 40%, а высокого -;, то после использования специально подобранных сюжетных занятий, мы добились значительного прироста показателей развития основных видов движения у дошкольников: показатели низкого уровня снизились до 5%, среднего до 52%, а показатели высокого уровня возросли до 43%. Таким образом, прирост показателей высокого уровня составляет 55% (Рисунок 1).



Рисунок 1 - Сравнительные показатели развития основных видов движения у дошкольников на начало и конец исследования

В результате анализа использования сюжетных занятий во второй младшей группе было установлено, что они способствуют эмоционально положительному настрою детей на занятие, активности детей, а также увлечённому выполнению детьми физических упражнений, развития воображения детей (воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь), самостоятельность, артистизм. Соблюдаются требования к оздоровительной направленности физкультурных занятий.

Дети активны, охотно выполняют заданные упражнения. Занятие с использованием имитационно-подражательных упражнений проходят в интересной форме, что способствует выполнению сложных упражнений легко и свободно, значительно повысилась двигательная активность детей. Дети слушают воспитателя, выполняют движения одновременно всей группой, действуют в соответствии с заданным планом и творчески выполняют предложенные упражнения.

Таким образом, правильно подобранные сюжетно - физкультурные занятия во многом способствуют повышению уровня развития основных видов движений у детей младшего возраста, и как следствие двигательной активности, что и требовалось доказать.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.


2.3. Методические рекомендации по проведению сюжетных занятий, на занятиях по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста

1. При руководстве двигательной деятельностью воспитателю необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

2.Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

3. При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.

4. Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.

5. Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.

6. Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.

7. Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширения двигательного опыта детей.

8. В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.

9. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).

10. Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.

11. Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.

Заключение

Сюжетные физкультурные занятия – одна из форм организованного обучения физическим упражнениям.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. Структура физкультурного занятия включает в себя 3 части:

В первой части решается задача по подготовке организма к предстоящей большой нагрузке;

Во второй части развивается и закрепляются основные группы мышц, формируются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества;

В третьей части решается задача по снижению физической нагрузки.

Мы подобрали движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, разработали серию сюжетных физкультурных занятий, которые увлекают детей, подталкивают к выполнению подражательных движений. В этих занятиях создаются благоприятные условия для совершенствования основных движений и способствуют умственному и физическому развитию дошкольников, стимулируется двигательная активность, обеспечивая таким образом гармоничное развитие ребёнка.

Эффективность проведения сюжетных физкультурных занятий оценивается при помощи индикаторов компетентностного развития не только по успешному решению образовательных задач и влияния на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.

Сюжетно - игровая форма проведения физкультурных занятий помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.

Список использованной литературы

1. Андерсон В.А., Вике JI.A., Жбанва А.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М., 2011. – 67с.

2. Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура. М.: «Просвещение». 1968

3. Беззубцева Г. В., Ермошина A.M. О дружбе со спортом.- М., 2013

4.Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. - М.: «Просвещение», 1983.- 174 с.

5. Веселая З.А. Игра принимает всех. - Минск: «Польмя», 2012. - 58 с., ил.

6. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей.- Ярославль, 1996 г.

7.«ДЕТСТВО» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Санкт- Петербург , ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011 г.

8. Кенеман А.В., Васюкова В.И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990

9. Кенеман А.В., Хухалева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1985. - 271 с.

10. Волошина JI.H. Игровые занятия // Дошкольное воспитание 2007 г. № 5.- 56 с.

11. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» М., 2013

12. Гусева Т.А. Гармоническая, спортивная, игровая гимнастика. Тобольск., 2009

13. Дошкольная педагогика // В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина - М.: «Просвещение», 1986.- 415 с.

14. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Логиновой – М., 1988

15. Программа обучения и воспитания в детском саду. - М., 2005г.

16. Кожухова Н.Н. Рыжкова Л. А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2003

17. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.И. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении . – М., 2003

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2011.- 416 с.

19. Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. – М.: «ФиС», 1968. - 118 с., ил.

20. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: «Просвещение», 2005

21. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. «Медицина», 1976,- 102 с.

22. Бальсевич В.К. Воспитание двигательной культуры дошкольников.- М, 2005 – 107с.

23. Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от 1 года до 6 лет. Астана. 2004г.

24. Индикаторы компетентностного развития детей дошкольного возраста. Основные положения. Астана. 2009 г.

25. ОсокинаТ.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1990 г.

26. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. Детство – Пресс 2011. – 73с.

27.Картушина М.Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3 – 4 лет. Сфера 2012. – 56с.

28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2010.-368 с.

29. Фонарева М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. – М.: «Просвещение», 1971.

30. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2012.- 192 с.

31. Шишкина В.А. Движение + движения. – М.: «Просвещение», 2010. - 96 с.

Приложение 1

Планирование экспериментальной работы сюжетных физкультурных занятий для детей второй младшей группы


Виды движений

Программное содержание:

Предварительная работа :

Колобок

учить пролезать в тоннель, обруч боком, прокатывая мяч перед собой, упражнять в равновесии, прыжках, метании.

Чтение сказки.

Оборудование: тоннели, обруч на стойке, гимнастические скамья и бревно, кочки, мячи,


мягкие модули.

Волк и семеро козлят

Учить детей принимать правильное исходное положение при метании вдаль малого мяча (мешочка) правой и левой рукой; отрабатывать навык ползания по гимнастической скамейке, с опорой на ладони и колени; развивать двигательные умения в прыжках на месте и с продвижением вперед; формировать чувство уверенности в преодолении препятствий; вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в игровом занятии.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, заучивание потешек.

Оборудование:

2 гимнастические скамейки, мячи по количеству детей, большая игрушка Волка, шапочка «Козы» для воспитателя, нагрудные эмблемы «козлят» - для детей.


Курочка Ряба

Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. Учить детей выполнять основные движения(ползание на четвереньках и прокатывание мяча друг другу). Закреплять навыки в построение врассыпную и в беге стайкой за воспитателем. Приучать выполнять подскоки.

Чтение сказки.

Оборудование: мячи по количеству детей, игрушка "курочка".



Заюшкина избушка

Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое сюжетное занятие и желание участвовать в нём; воспитывать умение слушать сказку и понимать смысл произведения; продолжать учить детей ходить по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие, и спрыгивать со скамейки; закреплять навык ходьбы с высоким подниманием колена; игровые упражнения учить выполнять ритмично под музыку; побуждать подвижными играми детей бегать в разных направлениях, и выполнять разные движения; формировать у детей умение бросать мячик в горизонтальную цель прямом направлении.


До занятия дети вспоминают содержание сказки и получают приглашение на сюжетно – физкультурное занятие.

«Лиса» -воспитатель; заячья шапочка; красочный конверт; мячи на количество детей; зонт большой;домик зайчика; гимнастическая скамейка; две верёвочки.

Прогулка в лес


Учить ползать по скамейке с опорой на ладони и колени; Закрепить умение ходить доске, положенной на пол; совершенствовать навык прыжков на двух ногах с продвижением вперед; Развивать внимание, умение быстро ориентироваться в пространстве; Воспитывать интерес к физическим упражнениям.

Предварительна беседа

Оборудование: скамейка-1шт., доска-1-шт., обручи-5 шт., орешки –по 2 на каждого ребенка, по одной корзинке с грибами, орехами, шишками.


В гости к Лесовичку


Развивать умение ходить и бегать в рассыпную, со свободной координацией движений рук и ног; Развивать физические качества: равновесие, быстрота, ловкость; Проводить профилактику плоскостопия с помощью разных видов ходьбы и бега;Воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.

Чтение сказки

Оборудование: 5 стоек, ребристая дорожка, 2 дуги, 6 кубиков, костюм Лесовичка, угощение.


Мыши и кот Васька

Познакомить детей с выполнением упражнений в ролях; Научить детей ходить по гимнастической скамейке на высоких четвереньках; Упражнять в прыжках в длину с места с активным взмахом рук; Закрепить умение ловить мяч и бросать мяч, координируя направление и силу броска; Воспитывать интерес к совместной двигательной деятельности.

Чтение сказки

Оборудование: кегли – 8 шт., скамейка, шнуры – 2шт., мяч


В гости к кошке Мурке

Развивать внимание, выносливость, выдержку, координацию движений, умение действовать по правилам, по сигналу; Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, желание прийти на помощь, чувство сопереживания, желание заботиться о своем здоровье; Побуждать малышей к двигательной активности, совершенствовать движения и выполнять их в соответствии с текстом; Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний. Разучить комплекс общеразвивающих упражнений, научить делать движения вместе, согласовывая с движениями других детей.

Предварительная беседа

Оборудование: домик, сундук с угощеньем, большой градусник, спортивный инвентарь.

Тема: «В гости к Зайке»

Цели: упражнять в ходьбе и беге между предметов, с высоким подниманием колена, перешагиванием через предмет; учить детей слушать музыку и четко выполнять под нее упражнения; учить легко прыгать вверх на двух ногах, ходить по наклонной доске сохраняя равновесие; подлезать под дугу.

Оборудование: ёлочки, снежные комочки, наклонная доска, дуги, стойки со шнуром, морковка на веревочки, маска волка, зайцев.

Сюрпризный момент: зайка (ребенок).

Ход занятий:

Дети сегодня мы отправимся в лес, нас в гости пригласил Зайка, ждет он нас не дождется. Но дорога у нас будет трудная, длинная. Справимся мы с вами? Всем нужно постараться, чтобы попасть в гости.

Дети идут по круги. Нужно красива прошагать.

Впереди много препятствий, а вот и первое.

Надо пройти между елками,высоко поднимать колено руки на поясе. А вот сколько снега надуло нам нужно пройти перешагивая через снежки не задевая их.

Звенит колокольчик. Это нам дает сигнал Зайка, что мы на верном пути и он торопит нас поэтому легко побежали друг за другом.

Красиво шагаем по кругу.

Опять звенит колокольчик и все легко бегут между елочек. Бег переходит в ходьбу. Выходит Зайка в руках держит корзину с снежными комочками.

Зайка: Здравствуйте, дети, ждал я вас ждал и решил идти к вам на встречу.

Ребенок встает в строй с другими детьми и продолжают ходьбу по кругу с перестроением в 3 колонны). Каждый ребенок берет по одному камочку.

Зайка вместе с вами хочет подготовится к дороге, набраться сил и в этом нам помогут упражнения, которые нам покажет Зайка.

Комплекс ОРУ

    И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки поднять вверх через стороны и переложить комочек в другую руку, отпустить вниз к ногам. (5 раз)

    И. п. сидя на полу, ноги расставлены в стороны, руки на поясе. Наклон вперед, положить комочек, поставить руки на пояс. (5 раз)

    И. п. стоя, руки опущены вдоль туловища, присесть положить комочек на пол, встать. (4-5 раз)

    И. п. стоя на коленях руки на поясе. Прокатить комочек вокруг себя. (6 раз)

    И. п., лежа на спине, руки над головой, перевернуться на живот и снова на спину. 4 раз.

    Прыжки и ходьба (чередуются) 2 раз.

Чтобы попасть на лесную полянку нам нужно пройти по этой дорожки но на ней множество препятствий, а как нужно пройти нам покажет Зайка. Пройти по этой горке. Чтобы не упасть с нее нужно руки поставить в стороны, спину держим прямо. Дальше дорогу нам перегородили большие ветки. Нам нужно подлезть под них. Руки положить на колени, голову пригнуть и боком пролезть под дугу.

Ну а теперь нужно помочь зайчику достать морковку. Нужно встать и легко на носочках подпрыгнуть и достать до морковки.

Основные виды движений.

    Ходьба по наклонной доске. Руки в стороны.

    Подлезание под дугу боком (правым затем левым) не касаясь руками пола.

    Прыжок на носочках вверх.

Ребята, а теперь давайте вместе с Зайкой поиграем. Все будем зайчиками. Надеть детям на шею рисунок зайца. Вэто время звучит рычание волка.

Подвижная игра

«Зайцы и волк»

Волк пришел на полянку нам нужно спрятаться в норку. Дети подлезают под шнур натянутый на стойки. Волк подходит к заранее подготовленному стулу и делает вид, что засыпает.

Воспитатель говорит:

Прыг да скок, прыг да скок,

Зайки веселятся,

Прыг да скок, прыг да скок,

Некого бояться,

Вдруг, откуда ни возьмись,

Появился волк, убегают наши зайки

В домик и молчок.

Дети подлезают под веревку и прыгают по всему залу с последним словом дети бегут в норку.

Игра повторяется 2-3 раз.

Восстановление дыхания.

Игра малой подвижности.

«Найди морковку». Ребята, зайка просит нас помочь найти ему морковку.

А теперь, ребята, давайте послушаем звуки зимнего леса. Для этого нам нужно лечь и закрыть глаза и подумать о чем - нибудь хорошем.

Зайка всех вас благодарит хочет вам сделать подарок, а подарок этот под нашими елочками.

Дети спокойно выходят из зала и благодарят Зайку за путешествие.

Конспект открытого занятия

в подготовительной группе.

Подготовила и провела

Руководитель

По физической культуре

Макшанина С.И.

ГБОУ д/с №1684

Москва 2012 год.

Программное содержание:

Упражнять детей в беге с изменением темпа движения, в ходьбе между предметами (змейкой); повторить ведение мяча в ходьбе. Продвигаясь до обозначенного места; упражнять в пролезании через обруч с мячом в руках, в равновесии.

Пособия:

Мячи по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, 2-4 дуги (обруча).

1.Часть.

Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному.

  1. Ходьба по сигналу воспитателя с ускорением и замедлением темпа.
  2. бег между предметами.
  3. Ходьба в рассыпную.

2.Часть.

О.Р.У. (с мячом).

1. И.п.: присед, мяч в руках внизу.

1-2-встать, мяч поднять вверх, правую ногу назад на носок (потянуться)

3-4-И.п.

5-8-то же левой ногой (6-7 раз)

2. И.п.: стойка, ноги врозь, мяч в руках внизу.

1-мяч вперёд

2-поворот туловища вправо

3-прямо

4-И.п.

5-8-то же влево (6-8 раз)

3. И.п.: стойка ноги врозь, мяч в руках внизу.

1-3-наклониться, прокатить мяч от одной ноги к другой.

4- И.п. (5-6 раз)

4. И.п.: Основная стойка, мяч в руках внизу.

1-мяч поднять вверх.

2-наклон вправо, правую ногу в сторону на носок

3-выпрямиться, мяч вверх

4-И.п.

5-8-то же (6-8 раз)

5. И.п.: сидя, ноги вместе, мяч лежит на стопах ног, руки в упоре сзади.

1-2-прогнуться, ноги вверх, скатить мяч на живот, поймать его.

3-4-И.п. (6-7 раз)

6. И.п.: лёжа на животе, мяч в согнутых руках перед собой

1-2-прогнуться, мяч вынести вперёд

3-4-И.п. (6-7 раз)

7 . И.п.: стойка руки на поясе, мяч на полу

Прыжки вокруг мяча вправо и влево.

Основные виды движений.

  1. Отбивание мяча одной рукой с продвижением вперёд (5м.) 2-3 раза.
  2. Пролезание в обруч с мячом в руках в группировке, не касаясь верхнего обода (2-4 раза).
  3. Равновесие-ходьба по гимнастической скамейке, руки за головой на носках (2-3 раза).

Вначале выполняются упражнения в отбивании мяча и пролезании через дугу с мячом в руках. Воспитатель показывает отбивание и пролезание, упражнение выполняется поточным способом двумя колоннами.

Выполнять поточным способом двумя колоннами.

Подвижная икра:

«Удочка»- воспитатель стоит в центре и вращает шнур по кругу, по полу, дети перепрыгивают, заронивший выбывает.

3. Часть.

Ходьба в колонне по одному, с выполнением заданий для рук по сигналу воспитателя.

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетного занятия

В подготовительной группе.

« Мы спортсмены!»

Макшанина С.И.

ГБОУ д/с 1684

Москва 2012

Конспект физкультурного занятия «мы спортсмены».

Цель: Развитие силы и ловкости.

Оборудование и инвентарь: набор на движение, дуги 2 шт., Скамейки 2 шт., обручи 2 шт.

1.Вводная часть.

« Дети, мы на стадионе (спортивной площадке). Мы будем тренироваться. Сделаем разминку».

Ходьба по краю площадки в разных построениях: в колонне по одному, по 2, четвёрками, в кругу, в шеренге, совершая различные движения руками; ходьба обычная, скрестным шагом, с выпадами, приставным шагом; бег с перешагиванием и перелезанием через препятствия; бег с перепрыгиванием через барьеры; обычный бег(1,5-2мин.); ходьба обычная, скрестным шагом.

2.Основная часть.

ОРУ на полосе препятствий.

Игра-соревнование «Кто из ребят самый сильный и ловкий, кто настоящий спортсмен?)

  1. Пройти по разновысоким бумам, спрыгнуть с них, пройти, перешагивая через барьеры, пролезая под дугами разных размеров, пробежать по комбинированному модулю, добежать до «заборчика», перелезть через него, допрыгать на двух ногах до скамейки (3-4-м.), проподзти по тоннелю.
  2. Упражнение на внимание: « Быстро по местам».
  3. Подвижная игра «Эстафета с обручем».
  1. Заключительная часть.

Обычная ходьба с выполнением упражнений на дыхание.

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно- игрового занятия

в подготовительной группе

«Цирк».

Конспект подготовила и провела

Руководитель по физической культуре

Макшанина С.И.

Москва

ГБОУ д/с №1684

Конспект физкультурного занятия «цирк».

Цель: Закрепление упражнений с мячом, упражняться в упражнениях на равновесие.

Инвентарь и оборудование: Мячи по количеству детей, гимнастические скамейки 2 шт., обручи по количеству детей, канат.

1.Вводная часть.

«Парадное шествие артистов цирка. Артисты-дети здороваются со зрителями, поднимая руку».

  1. Обычная ходьба в колонне по одному, по два, четвёрками, в кругу.
  2. Игра- упражнение «Дрессированные петухи»- ходьба обычным шагом, с перекатом с носка на пятку(1 круг по всему залу).

« Дети, разбегаемся по всему залу и берём мячи» (под музыкальное сопровождение).

3.Быстрая ходьба в колонне по одному.

4.Бег в рассыпную с постепенным ускорением (по всему залу).

Дети берут мячи.

2. Основная часть.

ОРУ с мячом.

  1. Подбросить мяч вверх и поймать его.
  2. Подбросить мяч вверх, сделать 2 хлопка и поймать его.
  3. Подбросить мяч вверх, ударить его о пол и поймать его двумя руками (15-20 раз), одной рукой (7-10 раз).
  4. То же, сделав два хлопка.
  5. Перебрасывать мяч друг другу на расстоянии 3-4 метра снизу, из-за головы.
  6. Бросать мяч из-за спины вперёд-вверх и поймать его.
  7. Лёжа на животе, подбросить мяч вверх и поймать его.
  8. Лёжа на животе, перебросить мяч из одной руки в другую, и обратно.
  9. Лёжа на животе, подбросить и ловить мяч двумя руками.
  10. Прыжки с мячом.

Основные виды движений.

  1. «Эквилибристы на доске». Ходьба прямо, боком по скамейке с разным положением рук - в стороны, вверх, вниз.
  2. «Гимнасты». Ходьба с обручем, как с рулём, по верёвке, прыжки из обруча и обратно в обруч (он лежит на полу); Прыжки в обруч и спиной из обруча.
  1. Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Верёвочка».


Интегрированная форма проведения физкультурного занятия ориентирована на комплексное решение задач образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей учебной программы дошкольного образования. Например, занятие, интегрированное с образовательными областями «Ребенок и природа», «Ребенок и общество» начинается, как правило, с актуализации познавательных представлений воспитанников. Для этого проводится вводная беседа, с использованием методов опосредованной наглядности: фотографий, картинок, плакатов, связанных с дальнейшим содержанием занятия. На фотографиях дети видят истинную окраску животных, птиц, насекомых и др., на примере игровых пособий рассматривают предметы ближайшего окружения и рукотворного мира. Продолжительность беседы не превышает 3-5 минут.

Далее, в процессе физкультурной деятельности дети закрепляют усвоенные представления. Этому способствуют тематические подвижные игры, сюжетные физические упражнения, которые с одной стороны - эффективно развивают двигательные умения и навыки воспитанников, а с другой - формируют социальный опыт, личностные качества ребенка, воспитывают познавательное и гуманное отношение к природе на основе его включения в различные жизненные игровые ситуации. Завершить занятие можно итоговой беседой или тематической подвижной игрой малой интенсивности.

Физкультурные занятия, интегрированные с образовательной областью «Искусство», включают рациональное сочетание материла, связанного, например, с музыкальной и двигательной деятельностью: подвижных и музыкальных игр, музыкально-ритмических движений, пения, физических упражнений во всех частях занятия. Определенная основа музыкального произведения, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию дыхательной, сердечной, мышечной систем организма ребенка, а эмоционально-положительное состояние способствует развитию психики, развивает как музыкально-сенсорные, так и двигательные способности.

Документы для скачивания:


Формат: .docx


Формат: .docx


Формат: .docx


Формат: .docx



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта