Главная » Тормоза  » Способы лыжных спусков и подъемов. Техники спуска с гор на лыжах. Попеременный двухшажный ход

Способы лыжных спусков и подъемов. Техники спуска с гор на лыжах. Попеременный двухшажный ход



Подъём «полуёлочкой» Выполняют ступающим шагом. Лыжи располагаются как в полуконьковом ходе: одна – по направлению движения, другая – под углом, величина которого зависит от крутизны подъёма.«Полуёлочкой» лыжник преодолевает подъём чаще всего в условиях, когда сцепление лыж со снегом не позволяет идти на параллельных лыжах.


Высокая стойка Характеризуется небольшим сгибанием ног в коленных суставах (около 150 градусов) и почти одинаковым углом наклона туловища и голеней. При этом руки опущены и полусогнуты в локтевых суставах, кисти располагаются чуть впереди коленей, палки обязательно держат кольцами сзади туловища.


Средняя (основная) стойка Обеспечивает наименьшую силу сопротивления встречного потока воздуха за счёт несколько большего сгибания ног в коленных суставах (около 130 градусов) и наклона туловища почти параллельно склону. Стойка создаёт условия для наиболее полноценного отдыха на спуске по сравнению с другими разновидностями стоек. Вариантом средней стойки является стойка отдыха, при которой лыжник несколько выпрямляет ноги в коленях, увеличивает наклон туловища, опирается предплечьями на бёдра и почти соединяет кисти рук. Такое положение создаёт благоприятные условия для снижения степени напряжения мышц туловища, ног и рук. Благодаря этим достоинствам средняя стойка получила на практике самое широкое распространение, что и позволяет считать её основной.


Торможение упором («полуплугом») Выполняют одной лыжей для небольшого снижения скорости. Вначале лыжник переносит массу тела на идущую по направлению движения лыжу. Пятку второй лыжи отводит в сторону, ставит лыжу под углом и закантовывает её на внутреннее ребро, что тормозит продвижение. Степень снижения скорости зависит от угла отведения тормозящей лыжи в сторону, величины закантовки и загрузки её массой тела. Во избежание поворота носки лыж должны находиться на одном уровне. Торможение прекращается постановкой тормозящей лыжи параллельно прямоидущей.


Очень популярен у любителей горных курортов. Однако сегодня это не только развлечение для туристов, но и настоящая работа для профессионалов. Обучение этому виду спорта представляет собой трудоемкий процесс совершенствования техники передвижения. Сюда входят и спуски на лыжах, и подъемы, и повороты, и торможения. Тем не менее главным элементом является ход, которому профессиональные спортсмены уделяют особое внимание.

Основы спусков

Пересечение местности по склону требует умения быстро ориентироваться в сложившейся ситуации. На пути могут встретиться и неровности, и препятствия, которые нужно будет обойти. Стоит отметить, что спуски на лыжах отвечают основам биомеханики, поэтому для безопасного передвижения необходимо просто следовать конкретным правилам.

При перемещении по склону на спортсмена воздействуют различные силы, в том числе и внутренние. Любой спуск требует мышечных усилий и массы затраченной энергии, чтобы удержать нужный баланс и Основополагающей является сила тяжести, которая зависит от многих составляющих. Она всегда направлена вниз по перпендикуляру. Классические лыжные ходы подразумевают балансировку центра тяжести с силой реакции. Если их уравнять, то передвижение будет значительно быстрее. При спуске добавляются еще скатывающая и относительная силы.

Чем больше крутизна склона, тем меньше давление на лыжню. Также заметно сокращается сила трения. Именно поэтому для изготовления лыж используются такие материалы, как пластмасса и твердое дерево. Без шероховатости и волокнистости поверхность обретает идеальный баланс трения-скольжения. Для улучшенного взаимодействия покрытия со снегом часто используют специальные смазки.

При спуске важно уметь ориентироваться по погоде. При температуре от -4 до -6 градусов скольжение на порядок увеличивается. Причина в том, что на снегу образуется плотная водяная пленка, препятствующая трению. В оттепель скорость спуска зависит от гидрофобных свойств покрытия лыжни. Немаловажную роль играет и жесткость снаряжения. Если лыжня не упругая, то маневренность снизится до минимума, а это уже чревато травмами. При спуске стоит учитывать силу сопротивления воздуха, поэтому не лишним будет задуматься о максимально облегающем костюме.

На сегодняшний день рекордом скорости на подготовленном склоне является 212 км/ч. для начинающих спортсменов этот показатель не должен превышать порога в 60 км/ч.

Факторы устойчивости

Любые разновидности лыжных ходов требуют идеального баланса передвижения. Это касается положения корпуса, конечностей, вариаций опоры и прочих нюансов. На резком склоне риск травм зависит от того, насколько человек хорошо знает описание лыжных ходов, то есть от уровня его подготовки.

Поэтому для начала в теории следует понять, что при спуске устойчивость представляет собой совокупность следующих факторов: площадь опоры, положение корпуса, подвижность конечностей, рельеф трассы, угол равновесия, динамика возможных скоростей. Каждая из этих составляющих является важной для общего баланса во время движения.

Тем не менее определяющим будет угол равновесия. Он образуется перпендикуляром из центра тяжести к поверхности трассы и линией, которая соединяет ЦТ с концами лыж. Таким образом, различаются задний и передний углы устойчивости. Их сумма в итоге выявит так называемый уровень баланса. Это динамическая величина, которая на начальном этапе зависит от длины лыжни и высоты спортсмена.

Во время движения важно сохранять устойчивость. Достичь этого можно уравновесив все действующие на спортсмена и лыжи силы. Поэтому следует обратить внимание, чтобы перпендикуляр от центра тяжести проходил к опоре под соответствующим углом. Для каждого человека он разный, поэтому величина является своего рода индивидуальной.

При маневре значения внутренних и внешних сил изменяются, поэтому необходимо перемещать лыжи и части тела для поддержания баланса. Для этого у спортсмена должна быть хорошо развита мышечная система. Чем выше скорость спуска и круче маневр, тем больше нужно приложить усилий. В этом случае рекомендуется максимально расширить ведение лыж либо использовать незначительный выпад на одну стопу вперед. Для улучшения амортизации необходимо согнуть ноги, наклониться и сделать мах руками. Разрешается применять стойки. Если в момент спуска влечет в сторону, необходимо осуществить противоположный выпад корпуса.

Классификация лыжных ходов

Передвижение по снегу может осуществляться по пересеченной местности, по равнине, по склону или подъему. Каждый из таких видов отличается количеством шагов за цикл, вариативностью работы рук, положением тела и углом устойчивости.

Традиционная классификация лыжных ходов предполагает всего 2 группы: одновременные и попеременные. В первом виде толчок должен выполняться двумя руками сразу. В попеременном движение конечностей осуществляется поочередно.

Имеет место и более точная классификация лыжных ходов: бесшажные, одно-, двух-, трех- и четырехшажные. Последние два вида не получили широкого распространения в силу своей сложности. Данная классификация лыжных ходов учитывает количество скользящих шагов за один толчок палками, то есть степень цикла.

Стоит отметить, что оба вышеуказанных признака в реальности переплетаются. К примеру, есть двухшажные одновременные и попеременные ходы на лыжах и т.д. У каждого из этих видов существуют свои принципиальные особенности и отличия. Стоит отметить, что одновременно одношажное передвижение может быть основным и скоростным. Первый вариант относится к дальним дистанциям. Второй же называют стартовым, то есть когда спортсмен со свежими силами только набирает обороты.

В последнее время в лыжном спорте появился еще один вид хода - коньковый. Его применяют только ведущие спринтеры при хорошем скольжении по укатанному снегу. Этот вид позволяет за считанные секунды развить невероятную скорость. Коньковые ходы разделяют на попеременные, маховые и одновременные. Необходимая вариация выбирается в зависимости от степени скольжения трассы, сцепления лыж, рельефа спуска, состояния палок опоры, уровня подготовленности спортсмена.

Новичкам рекомендуется чередовать виды ходов для экономии сил, даже если на это понадобится больше времени. У профессионалов главной целью является поэтому многие из них предпочитают пользоваться попеременным двухшажным типом движения. Он значительно экономит время, затраченное на прохождение трассы.

Попеременный двухшажный ход

Это самый популярный и сложный вариант передвижения по заснеженной трассе. В упрощенном виде он известен как классический попеременный ход. Цикл движений здесь состоит из двух скользящих шагов. Отталкиваться при этом нужно на каждое соприкосновение лыжни со снегом. Профессионалы различают 5 главных фаз хода:

1. Уменьшить потерю скорости можно за счет свободного скольжения. Для этого необходимо сократить силу трения лыжни о поверхность, дав мышцам отдохнуть. Главной ошибкой на этой фазе является затяжка времени. После толчка одной ногой спортсмен скользит на второй лыжне. При этом обе палки не касаются опоры. Перемещение любой усилит давление и силу трения, нарушив баланс.

2. На этом этапе увеличивается скорость за счет скольжения с выпрямленной опорной ногой. В это время включаются все Здесь важно обеспечить максимально жесткую передачу силы опоры. Вначале фазы палки должны быть установлены вперед под углом в 70 градусов. При этом рука согнута, а локоть отведен немного в сторону.

3. Скольжение осуществляется одновременно с подседанием. Здесь важнейшим нюансом является быстрая остановка движущей лыжни. После этого следует резко ускорить фазу подседания и последующий перекат. Развить скорость помогут маховые движения руками.

4. На этом этапе важно обеспечить наивысшую скорость выпада. Фаза подседания заканчивается отталкиванием ногой. В этот момент лыжи останавливаются, тазобедренные суставы разгибаются, голень наклоняется немного вперед. Растяжение мышц при толчке способствует мощному отталкиванию и набору скорости.

5. Завершающей фазой является положение «на взлет». Отталкивание происходит одновременно с выпрямлением толчковой ноги. При этом скорость передвижения зависит от правильности выпада. Бедро должно быть максимально вертикально, а маховая нога выдвигается вперед на 40-50 см.

Одновременный бесшажный ход

Такой способ передвижения применяется только при идеальном скольжении. Для этого понадобятся твердые опоры для палок. Данный вид хода подходит и начинающим спортсменам. Тем не менее профессионалы используют эту технику передвижения и при умеренном, и при плохом уровне скольжения, но только на средних спусках.

Подобные классические лыжные ходы целесообразно применять на леденистых или раскатанных участках трассы, где даже минимальный шаг приводит к значительной потере равновесия. Оптимальное скольжение в таких условиях возможно за счет одновременного рывка палками. На соревнованиях бесшажный ход очень важен, поскольку он позволяет достичь наивысшей скорости движения по снегу, а заодно и экономит силы лыжника. Во время такого вида скольжения на спуске основная нагрузка ложится на мышечную систему туловища и рук, зато нижние конечности получают относительный отдых.

У бесшажного хода есть своя техника выполнения:

1. Сразу за отталкиванием руками спортсмен скользит на согнутых ногах с немного приподнятой головой.

2. Движение продолжается, а лыжник постепенно начинает выпрямляться и медленно выносить палки перед собой.

3. Идет подготовка к толчку. Лыжник полностью выпрямляется так, чтобы масса тела полностью была перемещена на носки. Ноги немного согнуты, палки выведены для постановки на снег.

4. Происходит отталкивание от поверхности трассы. Мощность рывка палками достигается степенью сгибания корпуса и локтей. Затем руки выпрямляются.

5. Скольжение происходит по инерции. Лыжнику остается немного согнуться и держать равновесие.

Данный цикл может повторять несколько раз, если это позволяет склон.

Одновременный одношажный ход

Эта техника используется спортсменами для обгона соперников на равнине при среднем уровне скольжения. Одновременно-одношажный лыжный ход позволяет развить скоростные показатели до 30 км/ч. Некоторые спортсмены пользуются этой техникой даже на пологих подъемах. Цикл хода основан на скольжении после одного шага и одновременного отталкивания палками.

На сегодняшний день различают две вариации такой техники перемещения. Основной ход - это вынесение рук и палок вперед еще до начала рывка. Затем после отталкивания ногой происходит толчок опорой. Стартовый вид - рывок палками - осуществляется через некоторое время после движения ногой. Профессиональные спортсмены используют только основной вариант одношажного хода, так как частота движений значительно ниже. Данная техника подразумевает следующие шаги:

1. После отталкивания руками лыжник начинает скольжение, постепенно выпрямляясь и выводя вперед палки.

2. Вес тела переносится на толчковую ногу. Происходит рывок лыжней.

3. Сразу по окончании отталкивания ногой начинается одновременный толчок палками.

Скольжение осуществляется на обеих лыжах.

Одновременный двухшажный ход

Подобная техника чаще всего применяется на равнинной части трассы при отличном скольжении. Такой ход позволяет достичь сравнительно высокой скорости, однако в силу большой частоты действий у профессионалов он не пользуется большой популярностью. Зато детский лыжный спорт как раз основан на изучении одновременного двухшажного способа движения по заснеженной поверхности.

Для такого хода необходима твердая опора. Благодаря сразу двум скользящим шагам и одновременному рывку палками даже дети с неразвитой мышечной системой без особых проблем смогут достичь высокой скорости перемещения. За один цикл можно достичь показателя в 20 км/ч.

Техника выполнения состоит из следующих действий:

1. Вначале идет одновременное отталкивание руками. Скольжение происходит на двух лыжах. Корпус выпрямляется.

2. После отталкивания правой ногой скольжение осуществляется на левой лыжне. Затем происходит аналогичный рывок со сменой ног.

3. Палки выводятся вперед. Идет подготовка к очередному толчку руками.

Коньковый ход

Данный метод передвижения применяется на сильно укатанных трассах с высоким уровнем скольжения. Он позволяет достичь максимальной скорости при непростых условиях. Двухшажный коньковый ход является наилучшим вариантом на пологих спусках, так как дает возможность лыжнику сохранять равновесие. Стоит отметить, что такая техника не подходит для дальних дистанций.

На сегодняшний день принять различать попеременный коньковый ход, одновременный маховый, одно- и двухшажный. Каждый из этих видов подходит для конкретных участков трассы. На крутых подъемах используют попеременный вариант, на равнине - одновременный, на поворотах - маховый и т.д. Впрочем, каждый спортсмен самостоятельно для себя выбирает, как именно он будет двигаться при тех или иных условиях.

Как научиться коньковому ходу? Важно понимать, что действия лыжника в момент передвижения по такой технике напоминают катание на коньках. Отталкивание осуществляется внутренним ребром. Затем вес тела переносится на другую ногу, и аналогичный рывок происходит второй лыжней. Цикл осуществляется сравнительно быстро, как в конькобежном спорте. При движении должны активно работать и руки, и ноги, и корпус. Разрешается совмещать вариации хода, например попеременный и одновременный. В некоторых случаях можно обойтись без отталкивания палками.

Техника торможений

Остановка движения - это основополагающий элемент лыжного спорта. Торможения чаще всего необходимы для снижения скорости на спусках. Это действие значительно замедляет ход, зато позволяет обойти любые препятствия и идеально вписаться в крутые участки трассы.

Одним их самых распространенных видов является торможение «плугом». Оно оптимально подходит для крутых спусков. Во время торможения лыжник распрямляет ноги, слегка подпрыгивает и сильным резким нажимом разводит пятки в стороны. Колени сведены вместе, корпус немного отклонен назад.

Вторым по популярности является торможение упором. Применяется преимущественно на спусках наискось. При торможении спортсмен переносит вес тела на скользящую лыжу, когда задняя находится в положении упора. Носки сводятся вместе. Задняя лыжня ставится на внутреннее ребро.

Боковое торможение основано на развороте лыж во время скольжения. Примеряется на склонах в том случае, если необходимо быстро уйти на вираж. Торможение осуществляется за счет одновременной раскантовки двух лыж в одну сторону.

Техника подъемов

Существует несколько способов преодоления высотного наклона: скользящий, попеременный, лесенкой, елочкой. Выбор техники зависит от вида трассы (прямая, зигзаг или наискось). Подъем на лыжах требует серьезной физической подготовки спортсмена. На заснеженных трассах максимально работают все группы мышц. Для скоростного прохождения лыжники пользуются скользящим видом подъема. Для длинного высотного участка лучше подойдет попеременный способ. При выборе варианта подъема следует учитывать степень сцепления лыж со снежной поверхностью.

Подъемы

Способы подъемов: скользящий ход, ступающий шаг, полуелочка, елочка, лесенка.

Подъем скользящим ходом сходен с попеременным двухшажным ходом, но при этом скользящий шаг короче и чаще, толчок ногой направлен вверх, опора на палки больше и дальше, выхлест голени вперед сильнее. После отталкивания лыжа слегка приподнимается над снегом, палки ставятся под большим наклоном к склону и после отталкивания кисть гораздо выше проходит над коленом. Не следует наклонять туловище слишком низко вперед. Совершенствовать технику передвижения можно на учебном кругу (400-500 м) с включением небольших подъемов.

Ступающий шаг (рис.7) напоминает скользящий шаг, но без скольжения. Шаг еще короче. Вынесенная вперед лыжа спускается на снег сверху с прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Толчок ног направлен больше вверх, усилия на палки увеличиваются, движения рук короче.

Подъем полуелочкой (рис. 8 а) применяют, поднимаясь по склону наискосок. Верхнюю лыжу ставят прямо, а нижнюю отвод; носком и ставят на внутреннее ребро и производят отталкивание. Руки работают как при попеременном двухшажным ходе.

Подъем елочкой (рис. 8, б) применяют на прямом, довольно крутом склоне. Обе лыжи ставятся на внутренние ребро, носки лыж разводятся широко в стороны наружу. При шаге согнутая в колене нога выносится вперед-вверх, ботинок развернут в сторону. Для опоры палки ставят по бокам и позади ботинок. При более крутом склоне носки лыж разводятся шире, а палки и лыжи ставятся резче, шаг короче.

Подъем лесенкой (рис.8, в), в основном, применяют на очень крутых склонах Лыжи нужно ставить поперек склона на ребро и передвигать приставными шагами. Верхнюю палку ставить немного впереди крепления, а нижнюю - чуть позади. Этот способ медленный и применяется только на прогулках. В процессе тренировки выбирайте ход в подъем в зависимости от крутизны склона. Пологие подъемы необходимо преодолевать скользящим ходом, более крутые - ступающим шагом, средней крутизны - полуелочкой и елочкой, очень крутые - лесенкой.

Спуски с гор

Скорость спусков с гор можно регулировать изменением стойки и торможением.

Основная стойка (рис.9,а). Ноги согнуты, туловище слегка наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе лыжи, руки полусогнуты, кисти (на уровне колен и впереди них) крепко держат палки кольцами назад.

Высокая стойка (рис. 9,6). Лыжник держится прямее, ноги слегка согнуты для амортизации. Применяется на длинных пологих спусках.

Низкая стойка (рис. 9,в), Ноги лыжника сильно согнуты, туловище наклонено вперед; согнутые руки также выведены вперед, палки прижаты под руками. Применяется на пологих спусках, скорость самая высокая.

При разучивании данных вначале на месте поочередно требуется принять положение всех стоек, затем повторить, скатываясь со склона. В начале - с пологого спуска, затем - с крутого.

На длинных склонах с целью обеспечения отдыха для мышц ног и спины рекомендуется спускаться в стойке «отдыха» (рис. 9 ,г).

Преодолевая неровности на спусках (бугры, уступы, впадины), очень важно сохранить равновесие и прямолинейное движение общего центра тяжести. Так, при прохождении бугра - в момент наезда на него быстро согните ноги (присядьте), съезжая с него - выпрямитесь (рис.10).

Приближаясь к впадине, необходимо принять низкую стойку, съезжая вниз (во впадину), быстро наклониться вперед, разогнуть ноги, а выезжая, снова согнуть (основная стойка) (рис.12).

Преодолевая встречный склон, выдвиньте вперед одну лыжу на ступню вперед (для сохранения равновесия), немного присядьте, отводя туловище назад (рис.11).


При выходе (выкате) со спуска на ровный участок требуется больше присесть, согнув ноги, а пройдя его, снова принять основную стойку (рис.13).

При преодолении неровностей мышцы ног должны быть расслаблены, «мягкими», тогда они как бы автоматически сгибаются при усилении давления и выпрямляются при ослаблении, лыжи остаются управляемыми, т.к. не теряют соприкосновения со снегом.

Проходя спуски, необходимо успеть затормозить для снижения скорости или остановки. Наиболее простым и надежным, способом является торможение плуга (рис. 14,а). Применяется на прямых спусках, позволяет тормозить одинаково ми лыжами.

Рис. 16

Из основной стойки разведите пятки лыж в стороны и поставьте лыжи в положение двухстороннего упора (ноги чуть согнуты, колени сведены), вес тела распределен равномерно на обе лыжи. Чем сильнее сжаты колени и сильнее поставлены лыжи на внутренние ребра, перенося вес тела на пятки, тем сильнее торможение. «Плуг» окажется действенным в том случае, если можно будет держать носки лыж вместе. Разучивая плуг, нужно развести лыжи и при выкате с полого спуска меняйте ширину плуга из узкого перехода в широкий и наоборот.

Торможение упором (рис. 14,б) применяется при спуске наискось по склону.

Вес тела переносите на верхнюю лыжу. Нижняя, разгруженная, ставится над углом к верхней на кант (пяткой в сторону) и тормозит.

Торможение падением применяется на спусках при появлении неожиданного препятствия. Вначале надо присесть и падать в сторону от лыжни, как бы садясь на снег, по бедро лыжи постарайтесь повернуть поперек склона, руки отвести в стороны, палки кольцами назад. Встать, опираясь на палки, и продолжить спуск.



Основная стойка обеспечивает наибольшую устойчивость на спуске, удобна и наименее утомительна. Ноги слегка согнуты, лыжи расставлены на расстоянии 10-15 см друг от друга, туловище наклонено вперед, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены и немного вынесены вперед, палки почти параллельны склону, кольцами назад.


Высокая стойка характеризуется сгибанием ног в коленных суставах в пределах 160-140°, лыжи расставлены на расстоянии 15-20 см. Положение туловища зависит от решаемых задач при спуске. Если лыжник хочет погасить скорость, то туловище располагается почти вертикально (раскрытая стойка). Если нужно увеличить скорость, то туловище сгибается почти параллельно склону (закрытая стойка). Применяется стойка главным образом при необходимости уменьшить скорость и на более крутых склонах. Иногда эту стойку применяют для отдыха или лучшего просмотра незнакомого склона в начале спуска. Длительно спускаться в высокой стойке нецелесообразно: слишком велика потеря скорости, да и преодоление неровностей склона тоже затруднено.


Средняя стойка характеризуется сгибанием ног в коленных суставах в пределах 140-120°, руки при этом согнуты в локтевых суставах, опущены вниз, и кисти находятся на 20-30 см впереди колен. Для устойчивости одна нога выдвигается вперед на 10-20см. В зависимости от рельефа склона и тактических задач туловище может быть параллельно склону или несколько выпрямлено. Средняя стойка называется еще основной, так как в ней выполняются все элементы горнолыжной техники.

Как разновидность средней стойки применяются стойка отдыха. Стойка отдыха применяется на достаточно длинном и ровном склоне. Она позволяет дать некоторый отдых мышцам ног и спины. С этой целью лыжник несколько выпрямляет ноги, наклоняется вперед и опирается предплечьями на бедра. Это обеспечивает меньшее сопротивление воздуха, чем в основной стойке, а условия для отдыха и восстановления дыхания лучше; однако устойчивость в случае наезда на неровности несколько хуже.


Низкая стойка применяется на открытых пологих склонах, длинных и прямых участках спуска для достижения наибольшей скорости. Туловище параллельно склону, руки вытянуты вперёд и предплечьями касаются коленных суставов, кисти вместе. Низкая стойка применяется на длинных, пологих, ровных спусках, когда надо дольше сохранить скорость.


Учащиеся должны знать, что при спуске:

а) нужно сгибать ноги в коленных суставах;

б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;

в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;

г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.

Учащиеся должны знать, что при подъеме:

а) нельзя делать слишком большой наклон туловища вперед;

б) нельзя ставить лыжные палки в снег под слишком тупым углом далеко от туловища;

в) нельзя делать высокий вынос рук (выше головы).


Методика обучения спуска на лыжах

Методика обучения торможения на спусках

Список использованной литературы

Методика обучения спуска на лыжах

Осваивать способы спуска начинают с изучения средней стойки при спуске прямо и наискось, затем осваивают спуск в низкой, высокой стойках и стойке отдыха. Вначале необходимо научиться принимать стойки спуска на месте, контролируя положение туловища, рук, ног, затем при спуске и облегченных условиях (ровный пологий открытый склон с равномерным снежным покровом). При совершенствовании техники спуска с гор необходимо постепенно усложнять условия спуска (имеются в виду длина, крутизна, неровности склона, состояние снежного покрова и т. д.), приучать лыжников к скорости, к перемене стоек при спуске и узкому ведению лыж. Перед изучением спуска с гор необходимо ознакомить обучаемых с техникой безопасного падения.

Учащиеся должны знать, что:

а) нужно при спуске сгибать ноги в коленных суставах;

б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;

в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;

г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.

Учащиеся должны уметь:

а) принимать позу стойки при спусках в зависимости от крутизны;

б) правильно распределять вес тела на обе лыжи;

в) проходить весь спуск без особого напряжения.

Серия учебных заданий

Действия

(информационный кадр)

Упражнения

(операционный кадр)

Контрольное упражнение

(контрольный кадр)

Имитация посадки лыжника при различных стойках на месте без лыжных палок.

Выполнить посадку лыжника в основной, низкой и высокой стойках (5-7 раз).

Выполнение на открытых ровных и некрутых склонах спусков в различных стойках без лыжных палок.

1. Спуск с некрутых склонов в основной стойке (5-7 раз).

2. Спуск со склона крутизной до 15 ° в низкой стойке, длина склона 15-20 м (5-7 раз).

3. Спуск со склона крутизной до 25 ° в высокой стойке (длина склона 15-20 м) (5-7 раз).

Уметь правильно применять положение основной стойки. Выполнить на оценку. Уметь правильно применять положение низкой стойки.

Выполнить на оценку. Уметь правильно применять положение высокой стойки. Выполнить на оценку.

Выполнение на ровных и некрутых склонах упражнений без лыжных палок.

1. Во время спуска выполнять переход из низкой стойки в высокую и обратно (4-6 раз).

2. Спуск с узким и широким ведением лыж (4-6 раз).

3. Во время спуска по очереди выдвигать вперед левую и правую лыжу (3-5 раз).

4. Выполнять спуск в положении шага (выпада) (3-5 раз).

5. «Ходьба» на спуске с высоким подниманием колена (скольжение на одной лыже) (3-5 раз).

6. Выполнить одновременный спуск шеренгой (4-6 чел.), держась за руки (3-4 раза).

7. То же самое – переходя из высокой стойки в низкую и обратно под команду (3-4 раза).

8. Выполнить прямой спуск в низкой стойке через ворота из лыжных палок (4-6 раз).

То же самое, но между воротами подниматься в высокую стойку (3-5 раз).

9. Во время спуска выполнять различные движения руками (махи, круги и т.д.).

Уметь удержать равновесие. Выполнить задание на оценку.

Уметь удержать равновесие (при спуске с узким ведением лыж).

Уметь удерживать равновесие и правильно распределять вес тела на лыжи.

Уметь удержать равновесие.

Уметь удерживать равновесие. Правильно переносить вес тела с одной лыжи на другую.

Уметь удержать равновесие в составе группы.

Уметь согласованно действовать в группе.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие.

Четвертая

Выполнение на склонах заданий с использованием предметов.

1. Во время спуска зажать между коленями рукавицу (3-4 раза).

2. Спускаясь, проносить лыжу над флажком(рукавицей), положенным на лыжню (3-4 раза).

3. Во время спуска обносить рукавицу (флажок) вокруг туловища и бедра (3-4 раза).

4. Спускаясь со склона в парах, перебрасывать друг другу рукавицу (3-5 раз).

5. При спуске положить возле лыжни какой-нибудь предмет (рукавицу). Партнеру нужно поднять его (3-4 раза).

6. Во время спуска бросать снежки в цель.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие, контролировать направление движения.

Уметь удерживать равновесие и попасть в цель.

Выполнение на месте различных положений стоек с лыжными палками.

Выполнить посадку в основной, низкой, высокой стойках (5-7 раз).

Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.

Выполнение при спусках различных стоек с лыжными палками.

1. Выполнить спуск в основной стойке (6-8 раз).

2. Выполнить спуск в низкой стойке (6-8 раз).

3. Выполнить спуск в высокой стойке (6-8 раз).

4. Ознакомить учащихся 5 кл. со стойкой «отдыха».

Методика обучению торможения на спусках

спуск гора лыжи обучение

Применяется на прямых спусках со склонов малой и средней крутизны. «Плуг» начинается с разведения лыж в стороны и давления на них каблуками ботинок; носки лыж остаются вместе, пятки лыж широко разведены в стороны, лыжи ставятся на внутренние ребра; колени сводятся вместе, туловище и руки принимают положение, как и при спуске в основной стойке; вес тела распределен равномерно на обе лыжи.

Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) торможение «плугом» применяется для уменьшения скорости на спусках или полной остановки;

б) во время торможения носки лыж должны быть вместе, пятки лыж разведены в стороны;

в) лыжи необходимо поставить на внутренние ребра, вес тела распределить равномерно на обе лыжи;

г) положение туловища и рук с палками должно быть, как при спуске в основной стойке.

Учащиеся должны уметь:

а) принимать положение «плуга» на месте и при спуске со склона;

б) снижать скорость при спуске;

в) делать полную остановку после спуска.

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Из основной стойки принять положение «плуга» (8-10 раз).

Уметь правильно поставить лыжи и равномерно распределить вес тела.

Разучивание торможения «плугом» при спуске по пологому склону.

1. Во время спуска сохраняется принятое положение, как и на равнине (5-7 раз).

2. Во время спуска несколько раз изменить ширину «плуга», из узкого перейти в широкий и наоборот (5-7 раз).

3. Начав спуск в основной стойке (лыжи параллельно) и проехав в таком положении 3-5 м до ориентира (флажок или палка) перейти в «плуг». После этого снова принять основную стойку до следующего ориентира, затем опять плуг (5-7 раз).

4. При спуске по команде «Быстрее!», «Медленнее!» регулировать скорость движения (3-4 раза).

5. Соревнования на быстроту торможения

Уметь ставить лыжи на ребро и правильно выполнять стойку при спуске.

Не допускать перекрещивания носков лыж.

Научиться регулировать движения за счет сведения и разведения лыж.

Выполнить упражнение на оценку.

Разучивание торможения «плугом» на выкате после спуска.

1. После спуска на выкате принять положение «плуга» до полной остановки (4-6 раз).

2. После спуска на выкате до установленного ориентира выполнить полную остановку «плугом» (3-5 раз).

Уметь достаточно широко разводить пятки лыж и выполнять равномерное давление на обе лыжи.

Выполнить упражнение на оценку.

Описания технике торможения упором «ПОЛУПЛУГОМ»

Применяется на косых спусках малой и средней крутизны. Нужно перенести вес тела на верхнюю лыжу, а нижнюю поставить на ребро в положение упора. Носки лыж удерживаются на одном уровне. При необходимости увеличения торможения нижнюю лыжу ставят больше в сторону.

Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) при торможении нельзя выводить нижнюю лыжу далеко вперед, создавая перекрещивающиеся лыжи.

б) нельзя выпрямлять ногу с верхней лыжей, на которой происходит скольжение, и, наоборот, нельзя сгибать отведенную в сторону (в упор) ногу с нижней (упоровой) лыжей.

Учащиеся должны уметь:

а) принимать положение «полуплуга» на месте и при спуске правой и левой лыжей;

б) уменьшать или увеличивать величину упора в движении на спуске, регулируя тем самым скорость передвижения.

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке.

Из основной стойки принять положение упора («полуплуга») (5-7 раз).

Уметь правильно поставить лыжи и распределить вес тела.

Разучивание стойки упора на пологом ровном склоне.

1. Учащиеся стоят боком к склону. При движении перейти к положению торможения упором, правой и левой ногами (5-7 раз).

3. Начав медленно спускаться по склону и проехав до ориентира (лыжная палка), перейти в упор «полуплуг», затем снова продолжить спуск в основной стойке до следующего ориентира и т.д. (5-7 раз).

Уметь выполнять торможение правой и левой лыжей.

Уметь регулировать движение в зависимости от величины угла сведения упоровой лыжи.

Список использованной литературы

    Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС,1980. 308 с.

    Евстратова В.Д. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры. М.: ФиС, 1989. 319 с.

    Кудрявцева Е.И. Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры. М.: ФиС, 1985. 328 с.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта